v_kolmanovsky: (Default)
[personal profile] v_kolmanovsky



Вот и подошла к концу книга Исайи, первого из великих пророков Библии, и нам пора переходить к книге второго из них, Иеремии. На русский язык это имя переводится «Господь возвысит» и звучит чрезвычайно экзотически. В русском употреблении это древнееврейское имя приобрело форму Еремей, а то и попросту Ерёма. Пророк происходил из древнего жреческого рода и жил в тяжелое для Иудеи время. когда владыка Вавилона Навуходоносор захватил Иерусалим, а жителей его увел в Вавилон. Иеремия имел возможность убедиться и в тщетности своих попыток вразумить сограждан, и в том, что его мрачные предсказания осуществились. Сам он с группой соплеменников перебрался в Египет и, скорее всего, там и умер. Второй из великих пророков, помимо пророческой, оставил ещё и поэтическую книгу, которую в русской традиции обычно называют «Плач». Это, по сути дела, элегия, написанная по случаю разорения Иерусалима, но всему своё время: дойдем мы и до этой книги великого пророка.

От ВЕЛИКОГО до СМЕШНОГО.

Но, прежде всего, хорошо бы выяснить, по каким причинам Исайю и Иеремию называют великими пророками. В чем собственно

заключается их величие? Для тех, кто не занимался Библией специально, поясню: ветхозаветные пророки условно  делятся на ранних и поздних. Ранние - это Самуил, Нафан, Илия и Елисей. Если они и оставили книги своих пророчеств, то они остались неизвестными и, во всяком случае, до нас не дошли. О делах и служении ранних пророков рассказывается в повествовательной, исторической части Библии. А вот книги поздних пророков. живших после VIII века до Р.Х., привели к тому, что их авторов делят на великих и малых пророков. Иудеи, которые насчитывают пятнадцать таких книг, три из них (Исайи, Иеремии и Иезекииля) считают великими, а остальные двенадцать – малыми. Христиане включают в этот список и Книгу Даниила, причисляя его к великим.

В детстве, - а мне посчастливилось познакомиться с русским текстом Священного писания, когда мне было двенадцать лет, - я узнал об этом делении на великие и малые и ломал себе голову, по каким признакам  пророка зачисляют в ту или другую группу. Ларчик открывался не просто, а удивительно просто. Меня подвело узкое восприятие значения слова во времени. Давайте-ка попробуем разобраться в значении прилагательного «великий».

Если заглянуть в современные словари, то нам пояснят, что ВЕЛИКИЙэто выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, очень важный... или  необыкновенно одаренный, гениальный, имеющий громадное культурно-историческое значение. В современнном русском языке именно таково основное значение этого прилагательного. Вот поэтому Петра I и Екатерину II принято называть великими. Великий поэт, великий ученый, великая война... да мало ли. И началось это не сегодня. Ещё К.Н. Батюшков рекомендует некоему эпическому стихотворцу:

Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой:
Петр Длинный, Петр Большой, но только Петр Великий
Ее не называй.

Как видите, поэт отчетливо противопоставляет прилагательные, обозначающие размеры, прилагательному, подчеркивающему общественную значимость. Я много раз вспоминал эти строки, когда десятилетия два назад москвичи, кто со смехом, кто с негодованием, говорили об огромной статуе Петра I, которую неутомимый Церетели установил на брегах Москвы-реки. И я даже позволил себе проехаться по этому поводу:

Идея та ли, цели те ли?                           
Но, неприглядные обличием,
Сильны скульптуры Церетели
Величиной, а не величием.

А потом, опять обращаясь к своим московским приятелям, я ещё более явно использовал шутку Батюшкова:

Оставьте яростные крики:                                    
Пора бы повзрослеть душой.
У Фальконе есть Петр Великий,
У Церетели - Петр Большой.
 

В этом-то и всё дело: прилагательное «великий», которое теперь, в основном, ассоциируется у нас с высоким словом «величие», первоначально было связано с нейтральным существительным «величина» и обозначало всего лишь значительные размеры. Какое уж там величие в Великих Луках или в Великом Устюге? А то и покруче говорят на Руси: «Велика фигура, да дура» , да и друзья-украинцы вторят: «Велика хмара, да маленький дождь». Заранее прошу прощения, если что не так написал. Я, увы, плохо знаю мову. Понимаю, что и в том, и в другом случае речь идет только о размерах. 

К сожалению, демагоги  использовали это изменение значения слова для того, чтобы противопоставить понятия великорусский и малорусский, и такое злонамеренное или просто бездумное противопоставление тоже началось не сегодня. А ведь первоначально эти названия должны были только указывать на сравнительные размеры двух стран. Но я не стану задерживаться на этом вопросе. Сейчас и без меня есть немало охотников обсуждать эту и другие сходные проблемы. Я не из их числа...

Прежде, чем вернуться к своей теме, я хотел бы только напомнить некоторым весьма агрессивно настроенным людям печальную фразу, принадлежащую большому специалисту в этих вопросах, великому императору французов Наполеону Бонапарту. Он утверждал и, наверное, знал, что говорит, что от великого до смешного только один шаг. Хотя, пожалуй, тревога, раздоры, люди теряющие уверенность в завтрашнем дне, сломанные, а то и вовсе убитые люди, убитые за то, что думают не так, как ты, - это НЕ смешно. Где он, сегодняшний Иеремия, со своим плачем?

Так вот, оказывается, что поздние пророки делятся на великих и малых не по величию своей миссии, не по значимости и глубине своих предсказаний. не по роли, которую они сыграли в жизни своего народа, а по единственному, но зато совершенно объективному критерию: по длине своих пророческих книг, по количеству написанного, то есть сказанного ими. Всё просто: написал длинную книгу - ты большой пророк или, на языке того времени, великий. А если у тебя не хватило свободного времени, таланта или просто энергии, и ты смог наговорить всего несколько страниц, то придется тебе числиться в малых пророках. И, очевидно, неслучайно у иудеев великие  составляют пятую часть от общего числа пророков, а у христиан – четвертую.  

По странному стечению обстоятельств, день, когда мы начнемразговор о книги Иеремии почти совпадает с днем, когда христиане отмечают память пророка Иеремии – это событие по григорианскому календарю выпадает на 14 мая. Интересно, что отцом Иеремии назван некий священник Хелкия, по-видимому, тот самый, который при наведении порядка в храме, нашел там книгу, позднее  ставшую одной из пяти в Моисеевом Пятикнижии, которое иудеи называют Торой. Эта вновь открытая часть Торы носит название Второзаконие. Сравнивая язык Второзакония с языком книги Иеремии, некоторые исследователи делают обоснованные, на мой взгляд, предположения, что Иеремия мог быть человеком, написавшим эту книгу, которую представил царю, как счастливую находку, его отец.

Остановлюсь, на этом, а через неделю мы приступим к обсуждению текста самого Иеремии

 

 

  

 

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

v_kolmanovsky: (Default)
v_kolmanovsky

June 2014

S M T W T F S
12 34567
8910 11121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 02:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios