v_kolmanovsky: (Default)
[personal profile] v_kolmanovsky




452 

В русской советской литературе было некоторое количество писателей-сказочников. Я не имею ввиду тех социалистических реалистов-охранителей, которые сочиняли небылицы о счастливой жизни и высоком моральном уровне советских людей. Известно, что сказка – ложь, но из этого вовсе не следует, что ложь – это сказка. Она может быть и просто ложью. А я говорю о сказочниках-профессионалах. 

 

Мы знаем сказки  Александра Грина и Павла Бажова, Юрия Олеши и Аркадия Гайдара. Интересные сказки писали Вениамин Каверин и Валентин Катаев, а у писателя Лазаря Лагина, создателя широко известного старика Хотабыча, есть и цикл небольших новелл, который так и называется «Обидные сказки». Но, на мой вкус, первое место в этом списке должен занимать  остроумный и грустный, задумчивый и неожиданный сказочник Евгений Львович Шварц.

Скажу сразу, что сказочник, по определению, не может не быть грустным: он потому и пишет свои сказки, что только в них и возможен тот счастливый или хотя бы благополучный конец, которого ему так недостает в реальной жизни. И Шварц, как никто, умеет пошутить и вздохнуть, показать жестокость жизни и найти неожиданный выход из безвыходного положения.

Я ещё не пошел в школу, когда познакомился со сказками Шварца. Сначала это была постановка очаровательной «Красной Шапочки», сюжет которой мне в мои четыре года был хорошо знаком: у меня был и сборник сказок Перро и сказки братьев Гримм. Но как же нравилось мне тогда, что спаситель-дровосек из Гриммовской сказки, на сцене ТЮЗа оказался милиционером, а злодей-волк, точил зубы на точильном станке. С такими тогда бродили по бакинским кварталам унылые точильщики, оглашая время от времени улицы заунывнм кличем: «Точить ножи-ножницы!» 

Разумеется, я не знал тогда имени автора и только много лет спустя прочел. что «Красная Шапочка», которая так развлекала меня в детстве, – это пьеса Евгения Шварца. Со второй его пьесой я столкнулся уже искушенным театралом. Мне было к тому времени шесть лет. В ТЮЗе поставили «Снежную королеву», и я влюбился в этот спектакль с первой загадочной фразы-заклинания, которой начинается спектакль. Появляясь перед занавесом, типичный для Шварца персонаж, Сказочник, глядит молча в зал, а потом медленно и придавая вес каждому звучанию произносит:   - Снип-снап-снурре. Пурре-базелюрре!.. 

И...начинаются чудеса! Настоящий Шварц, Шварц «Тени» и «Золушки», «Дракона» и «Каина XVIII», сокрушительный Шварц «Обыкновенного чуда» ещё впереди. А «Голый король», хоть и написан ещё в 1934 году, но должно пройти более четверти века и наступить время оттепели, чтоб мы узнали об этой пьесе полной сарказма, который не постарел за эти годы и по-прежнему поражал зло . Постановка театра «Современник» была прорывом! Мне повезло, я случайно оказался на одном из первых спектаклей. Лица и голоса исполнителей, режиссерские и актерские находки, талант Ефремова и гениальность Евстигнеева сделали для меня этот спектакль одним из самых ярких театральных впечатлений. Это был настоящий Шварц, и настоящий театр, который, по словам Маяковского, ...не отображающее зеркало, а увеличительное стекло.  

В кино Шварцу, на мой взгляд, повезло несколько меньше. Очень славно смотрится «Каин XVIII», а вот и «Убить дракона» и «Обыкновенное чудо», может быть, и хорошие фильмы, но только это не совсем Шварц. С «Драконом» проще: там и название изменено и честно написано, что сценарий Горина. Горин и сам по себе очень талантлив и мог бы написать свою пьесу, а вот перекраивать Шварца, пожалуй, не стоило даже ему. А с «Обыкновенным чудом» получилось ещё хуже: слишком явно погнался режиссер за внешними эффектами, блистательный Леонов, король, и очень яркий Миронов, министр-администратор, отодвинули в сторону волшебника Янговского, то есть самого Шварца, а ведь события, происходящие в пьесе, – это всего лишь иллюстрация к его размышлениям, наглядная демонстрация его понимания любви... 

Минуточку!..  Меня опять куда-то занесло. Причем здесь «Обыкновенное чудо», мысли о любви и вообще Евгений Львович Шварц? Ах  да, понял. Всё началось с его «Снежной королевы». Там, попав в королевский дворец, Сказочник вспоминает, что в восемь лет он сочинял пьесу, одним из персонажей которой был король. Не зная, как говорят короли, он взял у соседа немецкий словарь, и в его пьесе король объяснялся с дочерью так:
-Дорогая тохтер, садись за дер тыш и кушай ди цукер...

Как видите, и ситуация и, текст этот сохраняются у меня в памяти уже более шестидесяти лет. Надо вам сказать, что мальчики в десять лет ещё не обладают, как правило, навыками любовных объяснений: во-первых этому ни в школе, ни дома не обучают, во-вторых, это просто никому не нужно. Объясняться в любви какой-то девчонке?! Что я дурак, что ли?! Ну, а что делать, если в этом есть прямая необходимость, а посоветоваться, ну буквально, не с кем? Ни у мамы же с папой спрашивать.

Именно в таком положении я оказался в конце зимы 1945 года. Война решительно шла к концу. Даже самые отъявленные пессимисты не сомневались в победе. Азербайджан оказался в глубоком тылу. Официально светомаскировку ещё не отменили, но соблюдать стали куда менее придирчиво. И Елочка с мамой, наконец, смогли приехать в Баку. Папа её до этого не дожил. Они поселились у своих родичей, то есть у друзей моих родителей, и при первом же удобном случае я попросил папу с мамой взять меня туда с собой.

Увидев Елочку, я потерял дар речи. Она была не просто хороша... Это было волшебство! фантазия!! сказка!!! Мне шел одиннадцатый год, а она была на два-три года старше меня. Стройная, с хорошо посаженной головой, темноволосая с бронзовым отливом, с огромными серыми глозами, кроткими и печальными. Её голос казался мне музыкой. Больше всего она напоминала мне Юдифь. Я не знаю, как выглядела библейская героиня и невысокого мнения о её подвиге, я говорю о той молодой женщине, которая изображена на прелестной картине Джорджоне.  

У хозяев дома был сын, тот самый «большой фантазер», по определению его матери. Мы с ним были приятелями, и это давало мне возможность время от времени бывать там. Мы играли во что-то или просто болтали, но, увы, Ёлочка присоединялась к нам далеко не всегда. Так прошло несколько месяцев, и время, в очередной раз подошло к первому апреля. Ну разумеется, Елочка должна была оказаться в числе приглашенных.

И вот тут-то я понял свою беспомощность.Пригласить её, я мог, но как сказать ей о своей любви, объяснить, как я очарован ею? Для этого нужны какие-то особые слова, а я их не знал тогда и, грешен, не знаю и сейчас. Но сейчас мне это не так необходимо, и, более того, я убежден, что годятся любые слова, что не в словах, в конце концов, дело. Вот что я, поумнев, писал об этом в романтические восемнадцать лет: 

И с тех пор, вспоминая о встрече,
Про себя я шепчу иногда

Те безумные, новые речи,
Что не мог я придумать тогда. 

Но когда мы увидимся снова,
Вместо блеска заученных фраз,
Я шепну тебе вечное слово,
Повторенное тысячу раз...
 

А став ещё лет на сорок умней и прозаичнее, я пошел и дальше:

Твердить «Люблю» - пустая процедура.
Испортишь слово, зря его долбя...
Когда ты говоришь любимой «Дура!»

То это тоже «Я люблю тебя

Не пугайтесь: это не более, чем façon de parler. Мне много лет, но вот последние семьдесят из них я не говорил ни одной женщине ничего подобного. А теперь, безнадежно превысив меру дозволенных речей, я на неделю затыкаю свой фонтан.

 

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

v_kolmanovsky: (Default)
v_kolmanovsky

June 2014

S M T W T F S
12 34567
8910 11121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 02:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios