![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
ВСЁ ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ
Не помню, рассказывал ли я о том, что когда-то давно мне предложили написать программу для вечера отдыха работников ГВФ в Баку. Гонорар обещали... Но я не знал специфики их работы, и мне подготовили материал для бичующей сатиры. Выглядело это, примерно, так: «Летчик Мамедов в нетрезвом виде сел за штурвал и поломал самолет», «Летчик Гасанов в нетрезвом виде сел за штурвал и поломал самолет»... Все прочие сообщения (а их было немало) отличались от двух первых только фамилиями летчиков. Сначала я ужаснулся, сколько же народу погубили эти безумцы, но потом мне растолковали, что гражданская авиация занимается не только пассажирскими перевозками, но и доставкой почты, опрыскиванием полей и еще многими другими проблемами. И маленькие легкие самолеты, падая с небольшой высоты, не всегда служат причиной гибели даже самого пилота. К сожалению, пришлось отказаться от этой работы, потому что единственное, что мы с братом смогли придумать, - это развеселые куплетцы на лихой мотив русской плясовой:
Мамедов поломал самолет,
Самедов поломал самолет,
Гасанов поломал самолет,
Сулейманов поломал самолет,
Агаев поломал самолет,
Бабаев поломал самолет,
Алиев поломал самолет,
Кулиев поломал самолет...
И т.д. ad infinitum. Благо многие азербайджанские фамилии рифмуются между собой.
Несколько более грустно звучит постоянный рефрен у Шарля де Костера. Рассказывая в своей легенде об Уленшпигеле о гибели тысяч невинных людей, уничтоженных инквизицией, он неизменно отмечает: «И наследство получил король». Не менее мрачно звучат повторы в IV книге Царств. Меняются люди, проходят десятилетия, но по-прежнему под ногами оказываются
Всё те же грабли
Покончив с Ахавом и Иезавелью, Ииуй уничтожил лишь видимую часть айсберга. Предстояла еще длительная работа по укреплению власти. И, разумеется, первым делом нужно было убрать всех тех, кто мог бы покуситься на захват власти "на законных основаниях". В первую очередь, это прямые потомки царя, его законные наследники. У Ахава их было немало: в Самарии под присмотром наиболее знатных приближенных царя подрастало семьдесят сыновей, и опытный стратег Ииуй находит точный ход. Он посылает к воспитателям царских детей гонца с письмом, в котором предлагает им выбрать наиболее достойного из них, венчать его на царство, а потом сражаться за своего царя против него, Ииуя.
Это предложение вызвало панику у придворных воспитателей. Все уже знали, что Ииуй в битве разгромил и уничтожил израильского царя Ахава и иудейского царя Охозию. Понятно, что новый царек ему на один зуб, а тем, кто будет на его стороне, не поздоровится. Испуганные люди ответили, что они рабы Ииуя, и он может поступить, как ему угодно. Тогда во втором письме Ииуй потребовал, чтобы они завтра утром доставили ему головы своих воспитанников.
Сказано – сделано. Знатные воспитатели закололи сыновей Ахава, а головы их сложили в корзины и еще ночью отправили Ииую. Тот велел разложить их на две кучки у входа во дворец, а утром, выйдя к народу, объяснил, что всё это сделано во исполнение слов Господа об уничтожении дома Ахава.
Но сказавший А, по немецкой поговорке, должен сказать и Б. Начатая акция должна была иметь продолжение. И новый повелитель перебил всю оставшуюся родню Ахава, его друзей и приближенных «так что не осталось ни одного человека» подчеркивает Библия.
Напомню, что всё это происходило в Изрееле. А теперь, после такой зачистки, можно было спокойно перебираться в столицу. И Ииуй двинулся в Самарию. По дороге он встретил братьев убитого им иудейского царя Охозии и стал выяснять, кто они. Те сообщили, что они братья Охозии и едут проведать сыновей Ахава. Ииуй приказал своим людям взять их живыми. Приказание было выполнено, но смысл его для меня непонятен, потому что захваченные живыми, все сорок два были немедленно заколоты. А Ииуй продолжал свой путь и встретил некоего Ионадава сына Рихава. Новый царь поинтересовался, симпатизирует ли ему Ионадав и, получив утвердительный ответ, усадил того в свою колесницу, чтобы тот мог лично убедиться, как ревностно относится к Господу Ииуй.
Прибыв в Самарию, Ииуй начал свое служение Господу с того, что полностью истребил весь род Ахава, дабы исполнились слова, сказанные Господом Илии. А потом решил продемонстрировать правоту слов, произнесенных более двух тысяч лет спустя неким Никколо Макиавелли, о том, что цель оправдывает средства.
Собрав народ, Ииуй сообщил, что намерен служить Ваалу куда преданней, чем это делал Ахав, и приказал собрать всех служителей этого культа для великого жертвоприношения. Он даже предупредил, что уничтожит любого из тех, кто уклонится от этого празднества. Разумеется, после такого радушного приглашения, явились все, и храм Ваала оказался заполненным. Для чего-то царь велел принести одежду для всех служителей Ваала. Хотел ли он усыпить их подозрительность, сделать их заметными или просто посчитать, не знаю. А затем он с Аминодавом вошли в это помещение и попросили служителей Ваала проверить, не затесался ли к ним случайно какой-нибудь служитель Господа, потому что здесь место только для адептов Ваала.
Выйдя оттуда, он предупредил отряд из восьмидесяти человек, которому поручил окружить здание, что если хоть кто-то из находящихся внутри спасется, то виновный в этом будет убит вместо него. А когда служители Ваала закончили жертвоприношение. Ииуй приказал перебить их всех, и приказание было тщательно исполнено. Затем было уничтожено капище Ваала, деревянные идолы сожжены, каменные разбиты, а на том месте, где это капище стояло, устроили свалку нечистот. Таким образом, культ Ваала был уничтожен в земле Израильской, и твёрдость Ииуя в этом вопросе так порадовала Господа, что Он сказал царю: «За то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом».
Воистину, пути Господни неисповедимы, но я не стал бы поощрять человека, который для совершения даже очень благого дела пользуется бессовестным обманом. Неужели нет даже у всемогущего Бога иных средств, кроме массового кровопролития? Более того, из дальнейшего выясняется, что и сам Ииуй был вовсе не таким рьяным последователем Господа, и акция уничтожения служителей Ваала, скорее, была ему нужна, чтобы уничтожить не только людей, но и идеологию возможных соперников. Ииуй, как сказано в Библии, не старался ходить в законе Господа от всего сердца и тут раздается один из рефренов, который будет сопровождать рассказы о многих израильских царях: «Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех». Непонятно, стоило ли проводить кардинальную смену правящий элиты, если это всё равно не решало вопроса. Неужели нельзя было доверить дело очищения Израильского царства от идолопоклонства более последовательному поклоннику Господа?
А тут уж самому Господу пришлось вмешаться и наказывать израильтян, позволяя Азаилу отрывать куски от территории Израиля. Список аннексий весьма значителен. А затем в ход идет еще один рефрен: «Прочее об Ииуе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его написано в летописи царей Израильских». Меняться будет только имя. Непонятно, в чем заключаются «мужественные подвиги» Ииуя. В том, что он приказал выбросить из окна Иезавель, перебил случайно встреченных братьев Охозии, не смог защитить от Азаила землю Израиля?
В завершение нам сообщают о его благополучной смерти, после того как он процарствовал двадцать восемь лет. А на престол взошел его сын Иоахаз.
Но об этом в следующий раз.